Строительный материал, применяющийся при укреплении и уплотнении дорожного или пешеходного полотна, носит название брусчатка.
Изобрели такую плитку в Голландии в девятнадцатом веке за неимением каменных материалов для устилки дорог. Голландцы оценили все преимущества брусчатки, после чего началось её массовое производство и в других странах, которые «подсмотрели» технологию устилания тротуаров Голландии.
-
Историками установлено, что самой давней брусчаткой, которая известна человечеству, выложена дорога у подножья горы Височицы.
Эта гора расположена в 22 километрах от Боснии недалеко от города Високого. Совсем недавно, археологи обнаружили высоко в горах террасы, выложенные из этого древнейшего строительного материала.
-
Ещё одним фактом древнего происхождения брусчатки является дорога, которая ведёт к пирамиде фараона Сакуры, правящего в третьем тысячелетии до нашей эры.
Дорога выложена плоским камнем и, не прерываясь, плавно переходит в пол пирамиды. Конечно, несмотря на такой яркий пример, всё же гораздо чаще брусчатка использовалась для устройства дорог.
-
Настоящий первый расцвет булыжных мостовых происходил ещё во времена существования Римской Империи.
До наших времен «дожила» дорога, вымощенная брусчаткой, ведущая на холм Палантин, а также знаменитые мостовые Помпеи.
Как материал, в строительстве брусчатка применялась много столетий подряд. Тот факт, что мы можем себе позволить прогуливаться и ездить по многим древнейшим дорогам с гранитной плиткой, таким как на улицах Древнего Рима, является аргументом в пользу её прочности и долговечности.
Увидеть брусчатку можно и в любом современном городе мира, и на территории древних поселений. Не редкость в наше время встретить мостовую, вымощенную столетней брусчаткой из гранита, которая может рассказать о богатой истории современного мегаполиса.
Брусчатка в России
На территории России основным материалом было дерево. Из древесины строили «мостовые», которые были сделаны из сосновых плашек. В Петербурге большинство улиц были устланы шестиугольниками из дерева, которые имели большой минус – они всплывали при сильном дожде и наводнении. Такие мостовые можно ещё встретить в городах Севера, например, в Архангельске.
Использовались и менее распространенные варианты дорожного покрытия. Например, в Кронштадте дороги делали из чугуна. В некоторых регионах использовали обожжённую глину.
Лишь позже, стали строить дороги из булыжника или колотого камня. Такие покрытия выдержали проверку временем и используются до наших дней.